Каждый житель/гражданин Латвии учтён — у него имеется персональный код (“personas kods”). Набор из одиннадцати цифр, являющийся уникальным и вкупе с фамилией/именем являющийся основным идентификатором в общении со всеми организациями. Да-да, Большой Цифровой Брат, так как именно перскод является той самой нитью, которая проходит через все твои коммуникации с государством.
Ранее первые шесть цифр кода совпадали с датой рождения, что сильно облегчало его запоминание, но не всем нравилось. Официально было решено, что доступность такой информации, исходя из персонального кода является возможным основанием для дискриминации по возрасту. И вот с 1 июля 2017 года все новые резиденты ЛР стали получать коды нового вида. Первые два символа — «32», а далее 9 произвольных цифр.
Я переехал в Латвию на полгода раньше своей семьи, так что мой персональный код ещё «старый тёплый аналоговый ламповый», а вот коды жены с детьми уже новые. И вот тут началась веселуха. Для начала я захотел выпустить карточку для жены и привязать её к своему счёту в местном банке. Заполняю заявление в онлайн банк-клиенте, он не даёт его исполнить, так как «персональный код владельца дополнительной карты неверен». Пришлось идти в банк и рассказывать, что так мол и так, у нас в стране новые стандарты персонального кода.
Аптеки. Врач выписывает рецепт*, по привычке вписывает в нужную графу шесть цифр даты рождения и говорит: «Будете в аптеке покупать лекарство, посмотрите на айди и впишете оставшуюся часть кода». А вот фиг вам. И давай рецепт заново.
* сейчас уже заработала система E-Veselība (Э-Здоровье), когда все рецепты сугубо электронные. Приходишь в аптеку с ID, провизор видит выписанное тебе лекарство, количество. Если нет нужного количества (или не хватает денег), можно купить часть, соответственно в базе данных уменьшится количество доступного для тебя лекарства.
Сегодня опять столкнулись с «проблемой 32» — при заключении женой контракта на услуги online-система контрагента ругнулась на несовпадение даты рождения с перскодом. Пришлось идти заключать контракт «ногами».