Про экономические мотивы я рассказал ранее, теперь перейдём к политическим.
Для начала отмечу, что я достаточно давно веду дела за рубежом и смею вас заверить, что коррупция, бюрократия, дурацкие законы встречаются не только в России, а даже (сейчас меня проклянут отпетые либерасты и Сектанты Свидетелей Навального) на прозрачном прекрасном-распрекрасном Заграничье, где все вежливые, платят все налоги, пенсия под пять тысяч евро, мостовые моют шампунем, а взяточников расстреливают.
Прежде чем я начну плакаться, что же мне в России совсем не понравилось, отмечу, что я изучил достаточно много мемуаров и трудов по политэкономии, посвящённых второй половине двадцатого века. От Киссинджера и Ли Куан Ю до исследователей краха Британской Империи, обретения независимости странами ЮВА и экономическими реформами стран бывшего Варшавского договора после краха СССР. С прискорбием могу сообщить, что сложившаяся в РФ система авторитаризма весьма соответствует той, которая нужна для управления страной с достаточно большим, но небогатым населением с низким уровнем GRP per capita. Так что страна имеет то правительство, которое заслуживает. И это её право, хотя мне грустно это констатировать.
I) Судебно-правовая система. За годы ведения бизнеса в РФ я насмотрелся на заказные дела, как способа разрешения споров между партнёрами. На адвокатов, чьё «мастерство» заключалось в подходе к судье. На скользкость легендарной 159ч.4, когда купить дешевле, а продать дороже трактуется, как мошенничество. На правоприменительную практику 282. На уровень оправдательных приговоров. На прямые конфликты локальных законодательных актов с Конституцией. Знаете, ребята, просто не хочется.
II) Ложь и хамство. Увы, они ныне возведены в ранг религии. И очень сложно объяснять и доказывать детям, что врать нельзя, когда президент страны, гражданами которой они являются, лжёт со страниц СМИ и эта неправда легко ловится его же словами или проверяется фактами. А если можно самому главному, то чиновнику рангом ниже и подавно.
«– Насколько мне позволяют возможности, я намерен говорить с тобой откровенно, – вдруг снова произнес он. Речь его сильно смахивала на подстрочный перевод официального документа. – Но «говорить откровенно» – еще не означает «говорить правду». Откровенность и Правда – все равно, что нос и корма судна, выплывающего из тумана. Вначале появляется Откровенность, и лишь в последнюю очередь глазам открывается Правда. Временной интервал между этими двумя моментами прямо пропорционален размерам судна. Большому выплыть сложнее. Иногда это получается уже после того, как закончилась жизнь наблюдающего. Поэтому если, несмотря на мои усилия, Правда тебе все-таки не откроется – ни моей, ни твоей вины в том быть не должно.» © Харуки Мураками, «Охота на овец»
Допускаю, что только так и можно поступать в сложных ситуациях, когда выбираешь между просто плохим решением и очень плохим. Но мне это не нравится и я не хотел бы быть этому свидетелем. Совершенно допускаю искреннюю заоблачную поддержку Путина и правительства народом. Вижу, что немало делается и хорошего (или по крайней мере с благими намерениями). Полностью отдаю себе отчёт в недееспособности текущей российской оппозиции. Поэтому и принял решение временно покинуть мировую финансовую гавань и островок стабильности. Некомфортно было, знаете ли.